понедельник, 11 августа 2008
До тех пор, пока человек не начнет осознавать происходящее, до тех пор,
пока он не начнет нести ответственность... Реагирование рождается из
прошлого опыта, а осознанное действие - из настоящего момента. Реагирование
- это просто старая привычка, тогда как осознанное действие всегда
спонтанно.
читать дальшеПросто наблюдай за собой. К тебе обращается твоя жена: что бы ты ни сказал
ей в ответ, обдумай, взвесь сказанное. Реагирование ли это? Ты будешь
просто удивлен: девяносто девять процентов твоих действий фактически
действиями не являются, так как это не осознанные ответы, а механические
реакции. Механические реакции, и не более того. Все это повторяется снова и
снова: ты говоришь всегда одно и то же, а у твоей жены всегда одна и та же
реакция. Затем твоя очередь реагировать, и снова все заканчивается так же,
как всегда. Ты заранее знаешь, что скажет она; она знает, каким будет твой
ответ, все предсказуемо.
Просто наблюдай за собой. Ты уже многократно повторял в прошлом то, что
делаешь сейчас. Ты всегда одинаково реагируешь на одну и ту же ситуацию. В
ответ на одну и ту же ситуацию твое поведение всегда предсказуемо. Ты
чувствуешь нервозность, вынимаешь сигарету и закуриваешь. Это реагирование;
в состоянии нервозности ты всегда делал это.
У суфиев есть такие приемы. Они говорят: действуй абсолютно по-новому, и
это удивит не только других, но и тебя самого. Хотя бы в мелочах. Например,
когда ты нервничаешь, ты начинаешь быстро идти. А ты не иди быстро,
попробуй идти медленно и наблюдай за происходящим. Ты будешь удивлен тем,
что тебе сразу станет неловко - твой механический ум сразу завопит: "Что ты
делаешь? Ты же так никогда не делал!" Но если ты пойдешь медленно, тыбудешь приятно удивлен: твоя нервозность улетучится, ибо ты внес в свои
действия нечто совсем необычное. - Я так делаю иногда....
Это методы випассаныи дза-дзэн (буддийские техники медитации). Погрузившись
в них, можно обнаружить, что в основе этих техник лежит один и тот же
принцип. Проводя прогулку по методу випассаны, нужно идти медленнее, чем
когда-либо. Сверхмедлительность должна быть абсолютно новым опытом.
Ощущение настолько непривычно, что реагирующий ум перестает
функционировать. Он не может функционировать, потому что такая медленная
ходьба просто не запрограммирована в нем; он просто перестает
функционировать.
Вот почему, проводя випассану, ты успокаиваешься, наблюдая за своим
дыханием. Ты всегда дышал, но никогда не наблюдал за дыханием: вдох-выдох,
вдох-выдох, - ум озадачивается, что происходит? Ведь этого никогда раньше
не было. Новизна приводит к тому, что ум не в состоянии мгновенно
отреагировать на нее. Вот поэтому он и замирает.
Идея здесь та же. Не важно, кто ты - суфий, индуист, буддист или
мусульманин. Погружение в медитацию преследует важную цель:
деавтоматизировать человека.
Гурджиев имел обыкновение проделывать со своими учениками безумные,
странные трюки. Он говорил ученику, практикующему строгое вегетарианство:
"Ешь мясо". Принцип действия такой же, просто Гурджиев слегка перегибает
палку, слегка эксцентричен. Он говорит: "Ешь мясо". Понаблюдайте за
вегетарианцем, который ест мясо. Все его тело сопротивляется, его сейчас
вырвет, его ум озадачен и обеспокоен, начинается сильное потоотделение, ибо
уму не под силу справиться с новой проблемой.
Вот что Гурджиев хотел увидеть: как человек реагирует в новой ситуации.
Тому же, кто никогда не употреблял алкоголь, Гурджиев говорил: "Пей, и пей
как можно больше".
И наоборот, тому, кто постоянно употреблял алкоголь, Гурджиев говорил:
"Брось пить на один месяц. Совершенно не пей".
Он создавал такие ситуации, на которые ум был не в состоянии адекватно
реагировать и замолкал. У него не было ответа; у него не было готового
ответа. Ум функционирует по шаблону, как попугай.
Вот почему мастер дзэн может иногда ударить своего ученика. Причина все та
же. Когда человек идет на встречу с мастером, он никак не может
представить, что будда способен ударить его. Идя к будде, человек ожидает,
что там он найдет сострадание и любовь, что мастер будет изливать на него
всю свою любовь, положит ему руку на голову. А будда наносит неожиданный
удар - берет что-то в руку и сильно бьет по голове. Это вызывает шок, разве
может будда ударить кого-нибудь? На мгновение ум останавливается; он не
знает, что предпринять в данной ситуации, он замолкает.
И эта остановка ума - только начало. Иногда человек становится
просветленным только потому, что мастер совершил какой-то абсурдный
поступок.
@темы:
Ошо "О Мужчинах"