Когда мы получаем что-то от других, то сколь бы прекрасно это ни было, мы
теряем свою независимость и невиновность. Потому что, принимая, мы
чувствуем себя обязанными дающему, мы становимся его должниками. Эта вина
ощущается нами как дискомфорт и давление, от которых мы пытаемся
избавиться, давая что-то в ответ. Нельзя ничего взять, не заплатив этой
читать дальшецены.
Невиновность же, напротив, дает нам ощущение удовольствия. Мы чувствуем ее
как право требовать, если мы дали, сами не взяв, или если мы даем больше,
чем берем. Она ощущается нами как свобода и легкость, если на нас не лежит
никаких обязательств, если мы сами, например, ни в чем не нуждаемся или
ничего не берем. Но особенно легко и свободно мы чувствуем себя тогда,
когда, взяв что-то, мы дали что-то в ответ.
Некоторые люди стремятся сохранить свою невиновность, отказываясь
участвовать в обмене. Они скорее предпочтут полностью закрыться для других,
чем что-то возьмут. Тогда и обязаны они никому ничем не будут. Их
невиновность - это невиновность остающихся в стороне, тех, кто не желает
пачкать руки. Поэтому они часто кажутся себе особенными или считают себя
лучше других. Но такие люди живут вполнакала и чувствуют себя,
соответственно, пустыми и недовольными.
С такой позицией мы встречаемся у многих людей, страдающих депрессией. Их
отказ принимать относится в первую очередь к отцу или матери или к обоим
родителям. Позже они переносят этот отказ на другие отношения, да и на все
хорошие вещи в этом мире. Некоторые обосновывают свой отказ брать таким
упреком: то, что им предлагают или дают, - совсем не то, что нужно, или
этого слишком мало. Другие оправдывают свое непринятие ошибками дающих. Но
результат все равно один - они остаются инертными и пустыми.
Совершенно противоположное мы наблюдаем у тех людей, кому удается принять
своих родителей такими, какие они есть, и брать от них все, что те им дают.
Эхо принятие дает им постоянный приток энергии и счастья. Оно порождает в
людях способность поддерживать и другие отношения, в которых они тоже могут
много брать и много давать.
Второй способ познать невиновность состоит в том, чтобы чувствовать себя
вправе требовать чего-то от других, раз я дал им больше, чем они мне.
Невиновность такого рода, как правило, состояние временное, ведь стоит мне
тоже что-то взять у другого, как это мое право теряет силу.
Но некоторые люди предпочитают сохранять свое право требовать и не
позволяют, чтобы другие тоже что-то давали им. Как будто их девиз: "Пусть
лучше ты будешь чувствовать себя обязанным, чем я". Такая позиция
свойственна многим бескорыстным людям, мы знаем их как идеальных
помощников.
Но такая претенциозная свобода от обязательств вредна для отношений.
Поскольку тот, кто стремится лишь давать, держится за то превосходство,
которое должно устанавливаться лишь на время, ведь иначе он отказывает
другому в равенстве. И вскоре другие не захотят ничего принимать от того,
кто сам ничего принять не хочет. Они отойдут от него или будут на него
сердиться. Такие помощники остаются в одиночестве и часто озлобляются.
Третий и самый прекрасный путь познать невиновность заключается в том,
чтобы испытать облегчение после восстановления равновесия, когда мы и взяли
что-то и дали что-то в ответ. В этом случае между людьми происходит обмен
отдаваемым и принимаемым. Это значит, что тот, кто берет что-то у другого,
дает ему в свою очередь нечто равноценное.
Но в таком случае важно не только восстановление равновесия, но и размер
оборота. Небольшой оборот отдаваемого и принимаемого и прибыль приносит
тоже небольшую. Но если этот оборот велик, он делает нас богаче. И
сопровождается ощущением полноты и счастья. Конечно, это счастье не падает
нам с неба. Его создают. При большом обороте мы испытываем чувство легкости
и свободы, справедливости и мира. Среди многих возможностей познать
невиновность рта дает, пожалуй, наибольшую свободу. Такая невиновность не
требует ничего больше.
Однако в некоторых видах отношений испытать подобное облегчение нам не
дано, ибо разницу, существующую в них между дающим и берущим, ликвидировать
невозможно. Таковы, например, отношения между родителями и детьми или между
учителями и учениками. Ведь родители и учителя - это в первую очередь
дающие, а дети и ученики - берущие. Правда, родители тоже получают что-то
от своих детей, а учителя от своих учеников. Но равновесия это не
восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие.
Но родители сами были когда-то детьми, а учителя - учениками. Свой долг
они погашают, передавая следующему поколению то, что получили от
предыдущего. И ту же возможность имеют их дети и ученики.
Один человек считал, что обязан как следует отблагодарить Господа Бога,
потому что однажды был спасен от угрожавшей его жизни опасности. Он спросил
своего друга, что ему сделать, чтобы его благодарность была достойна самого
Бога. Но в ответ тот рассказал ему такую историю.
Один мужчина всем сердцем любил некую женщину и просил ее выйти за него
замуж. Но у нее были другие планы. И вот как-то раз, когда они вместе
собирались перейти дорогу, эту женщину чуть было не сбил автомобиль, Ее
спасло лишь то, что спутник, не потеряв присутствия духа, резко рванул ее
назад. После этого женщина повернулась к нему и сказала: "Теперь я выйду за
тебя".
"Как ты думаешь, как почувствовал себя этот мужчина?" - спросил его друг.
Но вместо ответа тот лишь недовольно скривил рот.
"Видишь, - сказал друг, - может, и ты вызываешь у Бога те же чувства".
Незаслуженное счастье зачастую воспринимается нами как некая угроза, оно
пугает. Это связано с тем, что втайне мы полагаем, что своим счастьем
возбуждаем зависть судьбы или других людей. И тогда принять счастье
означает для нас нарушить некое табу, принять на себя какую-то вину,
согласиться на какую-то опасность. Благодарность смягчает страх. И все же
для счастья нужно и смирение, и мужество.
дерево узнают по плодам его
Тот, кто был вынужден страдать по вине другого, чувствует моральное
превосходство над виновником своих страданий и потому считает себя вправе
отвергать другого, будто тот ему не нужен. Против такой невиновности у
виновного шансов нет.
Когда мы получаем что-то от других, то сколь бы прекрасно это ни было, мы
теряем свою независимость и невиновность. Потому что, принимая, мы
чувствуем себя обязанными дающему, мы становимся его должниками. Эта вина
ощущается нами как дискомфорт и давление, от которых мы пытаемся
избавиться, давая что-то в ответ. Нельзя ничего взять, не заплатив этой
читать дальше
теряем свою независимость и невиновность. Потому что, принимая, мы
чувствуем себя обязанными дающему, мы становимся его должниками. Эта вина
ощущается нами как дискомфорт и давление, от которых мы пытаемся
избавиться, давая что-то в ответ. Нельзя ничего взять, не заплатив этой
читать дальше